Home
 
 
17 May 2008 @ 04:58 pm
Слово о Воббблах  
В последние дни Истинного Учителя Истины (то есть меня) одолевали печальные Мысли планетарного масштаба. Главным образом я печалился о  геноциде героев, устроенном современностью в умах землян.

На размышления меня натолкнул любопытный случай метросексуализма. Юноша-пациент был обычным жителем офисного кюбикла:  разговаривал, теребил часы и выгибал запястья как женщина, но гомосексуалистом не был (наука давно объяснила подобное поведение метросексуалов. Скученные на крохотной территории, где проявление мужской агрессии карается, а единственного главного бабуина без надежды смещения представляет собой работодатель, молодые люди инстинктивно имитируют поведение самок). Ко мне он обратился с вопросом о собственной нормальности.

-- Понимаете, я сам вообще такой мирный человек. -- поделился пациент. -- А обожаю смотреть всякие боевики и супергеройские истории. Вот я вчера ходил на "Железного человека", там такой гениальный изобретатель, глава корпорации, делает себе броню. И начинает убивать всяких гадов. В общем, восстанавливает баланс сил.

-- И что же вас беспокоит, голубчик? -- поинтересовался я.

-- Понимаете, мне после этого очень трудно прийти в себя. Я себя даже во сне вижу в таком танке. Как я въезжаю на нём к себе в офис и... У меня нет скрытого психоза, доктор? У меня ведь на самом деле всё в порядке, я в целом всем доволен...

Угостив юношу белой шоколадкой, я налил себе кофе и задумался. Исследователи современной масс-культуры придают подозрительно мало значения тому, что архетипическим персонажам в последнее десятилетие устроен настоящий холокост. Фактически, на выжженных просторах коллективного бессознательного выжил лишь один типаж -- Восстановитель Баланса Бронированный, Богатый Летающий, или Вобббл.

Как показали исследования архетипа, проведенные в Воронежской лаборатории проф. Инъязова -- этот персонаж является продуктом предельной деградации героического мифа.

Его первоначальной формой был герой-защитник, прекрасно воплощенный в образах Робина из Локсли или, к примеру, Ильи Муромца. Главной чертой последнего была личная угнетённость. Ни Илья, ни Робин Гуд ни в коем случае не являлись древними бэтменами с замком, батлером и акциями на пару миллиардом. Менее всего они были блюстителями баланса, потому что сами страдали от положения вещей. Вспомним хотя бы былинный эпизод, когда не приглашенный на княжеское афтопати старый казак Илья закатил альтернативное празднование с "голью кабацкой" и всей киевской беднотою. Эта личная угнетенность уничтожала пропасть между слушателем былины и ее героем. И слушатель, если ситуация того требовала, мог легко примерить богатырский миф на себя.

Не таковы современные нам воббблы. Только диверсией инопланетных циников можно объяснить мутацию, происшедшую с героем-защитником. Говоря образно, это легализовавший свои капиталы Змей Горыныч. Мало того, что он является вершиной социальной пирамиды, у подножия которой ползают бедняки, собирающие скидочные талоны. Он является еще и ее столпом. У него -- корпорация, поддерживающая весь античеловеческий порядок мироздания (о том, насколько вреден культ "священного неравенства" в XXI столетии, не писал только ленивый). У него -- недосягаемые дворцы, машины и женщины ручной сборки. Он в шоколаде и правит миром.

Взглянем теперь на его героизм. Чем занимается среднестатистический воббл современного кино? Он яростно, вкладывая в бойню вековую ненависть богача к грабителю, "защищает баланс". Он использует для этого весь арсенал змея горыныча, и вряд ли это случайно. Если бы нашим прадедушкам загадали загадку: что за существо, могущественное и знаменитое, летает и изрыгает пламя, проносясь со свистом по грозовому небу? -- они едва ли колебались бы с ответом. Но сегодня нас пытаются заверить, что это и есть наш с вами защитник.

Для того, чтобы люди приняли эту тварь за добро, создатели воббблианского мифа придумывают всё более невероятных Нарушителей Баланса. Пытливые зрители (а читатели Журнала АБП, несомненно, пытливы) наверняка замечали, как неубедительны злодеи вобббл-саг. В идеале они вообще нелюди. Если всё же люди -- то обязательно изуродованные физически и морально безумцы, изо всех сил и глубоко несоразмерно мстящие за свои обиды.

Стоп. На этом месте смысл воббблизма становится вполне ясен. Истинное послание, которое несут вобббл-произведения -- это устрашение обиженным и угнетенным. Всем, кто чувствует по отношению к себе несправедливость и обман (а в современном, чудовищно много обещающем мире собственную обманутость и угнетенность чувствуют миллионы -- от школьников до менеджеров), воббблы кричат открытым текстом: только попробуй, тварь дрожащая. Воспротивившись Балансу, ты автоматически перекомпостируешься в уродливого психа и злодея. А летающий, бронированный, огнедышащий и богатый Герой всё равно порвёт тебя и завладеет блондинкою. Даже не пытайся.

...Многие Друзья Гармонии спрашивали у меня, чем вызваны повторяющиеся в деталях всплески насилия в Западном полушарии? Отчего пришибленные студенты начинают убивать "спортсменов и отличников", одинокие технари садятся в искусственный танк и сминают корпоративные здания, а ветераны ближневосточных войн подрывают Оклахома-сити? И почему 99 из ста таких людей убивают себя сами, не дожидаясь приговора?

Ответ очевиден: они воспитаны на вобббл-мифе. Они знают, что за ними обязательно прилетит Железный Человек,оОн же Бэтмен, он же -- все прочие вариации шварцевского дракона. Но не могут выдержать более убийственный перепад между обещаниями экрана и убогой реальностью. Экран обещает им -- каждому! -- все эти машины, всех этих женщин ручной сборки и все эти дворцы. Правда жизни подсовывает издевательства в школе, добровольно-принудительный трудоголизм на конвейере, задолженность по кредитам, подорожание еды и безвестность. Экран внушает им, что они будут звёздами (отсюда нелепая популярность т.н. "реалити-шоу"), жизнь выкидывает их на этапе кастинга. Поэтому кровавая катастрофа для них -- средство рассчитаться сразу по всем обещаниям. А самоубийство -- способ спастись от карающего вобббла.

...Молодого человека я, посоветовавшись напрямую с Космосом, отправил в подшефный колхоз им. маршала Баграмяна -- на весенние работы и переустановку ценностей под контролем проф. Инъязова. Интересно, что получится.
 
 
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( Post a new comment )
blacksun_rise[info]blacksun_rise on May 17th, 2008 02:08 pm (UTC)
слушай, а кем ты работаешь ?
Покалипт[info]pamupe_cc on May 17th, 2008 02:15 pm (UTC)
Профессор он:)))))))))))))))))))))
(no subject) - [info]blacksun_rise on May 17th, 2008 02:16 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]byanke on May 17th, 2008 02:17 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]blacksun_rise on May 17th, 2008 02:20 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]byanke on May 17th, 2008 02:30 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]shershav on May 19th, 2008 09:35 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]ctc_jj on May 17th, 2008 02:23 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]livelight on May 17th, 2008 02:27 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]asocio on May 17th, 2008 05:18 pm (UTC) Expand
Это родственник - [info]camin on May 17th, 2008 08:57 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]ahslavik on May 18th, 2008 02:57 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]ab_pokoj on May 18th, 2008 09:43 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]blacksun_rise on May 18th, 2008 12:10 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]andrey_larin on May 18th, 2008 02:04 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]marsia on May 19th, 2008 08:04 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]pilgrimminstrel on May 19th, 2008 08:43 am (UTC) Expand
spircaran[info]spircaran on May 17th, 2008 02:13 pm (UTC)
ай, интересно :-))
Авраам Болеслав Покой[info]ab_pokoj on May 18th, 2008 09:44 am (UTC)
Спасибо.
byanke[info]byanke on May 17th, 2008 02:13 pm (UTC)
Гм, интересно.
Авраам Болеслав Покой[info]ab_pokoj on May 18th, 2008 09:45 am (UTC)
По-моему, тоже :)
sergegers[info]sergegers on May 17th, 2008 02:13 pm (UTC)
Основная часть голливудских героев как раз обыкновенные неудачники в реальной жизни, а президентов мегакорпораций я что-то не припомню
АКУЗНЕЦОВ[info]akuaku on May 17th, 2008 02:17 pm (UTC)
бэтмэн
(no subject) - [info]dharbari on May 17th, 2008 02:35 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]modo_ on May 17th, 2008 02:36 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]byanke on May 17th, 2008 02:45 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]ab_pokoj on May 18th, 2008 09:50 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]sergegers on May 18th, 2008 10:09 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]geralt on May 19th, 2008 04:23 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]thainen on May 18th, 2008 05:37 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]jerveza on May 18th, 2008 05:41 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]abzdoltz on May 21st, 2008 02:58 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]jerveza on May 30th, 2008 12:57 pm (UTC) Expand
заодно можно вспомнить момент из... - (Anonymous) on May 30th, 2008 12:25 pm (UTC) Expand
drevo_z[info]drevo_z on May 17th, 2008 02:13 pm (UTC)
Позволю себе маленькое дополнение к следующему выводу:
"Говоря образно, это легализовавший свои капиталы Змей Горыныч. Мало того, что он является вершиной социальной пирамиды, у подножия которой ползают бедняки, собирающие скидочные талоны. Он является еще и ее столпом. "
Мне кажется, ситуация еще печальнее. Этот самый Змей Горыныч, он же борец за всеобщую справедливость, является вершиной пищевой цепочки.
Что, согласитесь, объясняет и оправдывает многочисленные жертвы на пути достижения всеобщей справедливости.
Авраам Болеслав Покой[info]ab_pokoj on May 18th, 2008 09:50 am (UTC)
Увы, Вы правы.
Покалипт[info]pamupe_cc on May 17th, 2008 02:14 pm (UTC)
Анали отличный. Термин вобббл - гениален. Теперь все комиксы буду так называть. Хотя есть проблемма, я ни один из последних блогбастеров не смотрел, нет ни времени ни желания тратить на них время.
byanke[info]byanke on May 17th, 2008 02:47 pm (UTC)
Это не проблема, это счастье.
(no subject) - [info]estilitz on May 17th, 2008 04:45 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]byanke on May 20th, 2008 05:16 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]ab_pokoj on May 18th, 2008 09:51 am (UTC) Expand
(Anonymous) on May 17th, 2008 02:19 pm (UTC)
Да, горько это все... Но рада, что, создав журнал, могу наконец сказать Вам спасиБо за то, как Вы озвучиваете многие актуальные и наболевшие темы...
ElenaLev[info]elenalev on May 17th, 2008 02:24 pm (UTC)
Простите, комм. нечаянно получился анонимный...
(no subject) - [info]ab_pokoj on May 18th, 2008 09:52 am (UTC) Expand
Искра на ветру[info]spark_lee on May 17th, 2008 02:30 pm (UTC)
Я Вас начинаю побаиваться, Учитель. :) Вы, как-будто, мой внутренний голос и живете у меня в голове, только гораздо более связно озвучиваете мои мысли и ощущения в письменном виде.
Beobaxter[info]beobaxter on May 17th, 2008 03:49 pm (UTC)
Закрадывается подозрение:
уж не тот ли это марсианин, что покинул голову ВВП (см. vladimir.vladimirovich.ru :)))?
(no subject) - [info]ab_pokoj on May 18th, 2008 09:53 am (UTC) Expand
Максим Белянин[info]dharbari on May 17th, 2008 02:33 pm (UTC)
Великолепно. Прямо в точку. (кстати, знакомы ли с творчеством В. Шубарта?)

Пара опечаток - "акциями на пару миллиардоМ" и один раз вобббл с двумя б вместо трех.
Авраам Болеслав Покой[info]ab_pokoj on May 18th, 2008 09:54 am (UTC)
Спасибо :) С творчеством меня в данный момент ознакамливают.
Ольга Лехтонен: жанна[info]joan_d_ark on May 17th, 2008 02:41 pm (UTC)
"Геноцид героев" - это да, это действительно печальная мысль Планетарного масштаба. Я тоже много думаю про это. Почему некоторые люди не могут есть, пить и дышать свежим воздухом до тех пор, пока не объявят Жанну дАрк сумасшедшей истеричкой, а Виктора Цоя - наркоманом. Которым в трех мушкетерах незабвенного Дюма мерещатся гомосексуалисты, а в книгах Владислава Крапивина - намеки на педофилию...

Прям аж мерзко становится ходить с ними по одной земле.
Sergey Maltsev[info]sergey_m on May 17th, 2008 03:46 pm (UTC)
С другой стороны, как говорят - герои нужны там, где не хватает профессионалов... Мне кажется, настоящий герой - тот, кто смог победить себя, какие-то свои негативные черты изменить. А бэтмены/муромцы - защищали тот или иной баланс, мочили людей в той или иной форме... Т.е. имеющийся культ героя ориентирован главным образом на внешние действия, не на внутреннее совершенствование - отсюда много проблем. Убил сто врагов - герой. Отсюда начинается героизация например, Сталина со всеми вытекающими последствиями. Т.е. получается, Сталин - это тот же Илья Муромец - защитник обиженных и угнетенных, не бэтмен с миллиардными замками.
(no subject) - [info]joan_d_ark on May 17th, 2008 03:59 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]sergey_m on May 17th, 2008 04:41 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]joan_d_ark on May 18th, 2008 09:28 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]sergey_m on May 19th, 2008 08:18 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]dance_in_round on May 24th, 2008 07:10 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]sergey_m on May 25th, 2008 06:09 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]geralt on May 19th, 2008 04:28 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]sergey_m on May 19th, 2008 08:23 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]geralt on May 19th, 2008 09:45 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]sergey_m on May 19th, 2008 10:05 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]geralt on May 19th, 2008 12:22 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]sergey_m on May 19th, 2008 01:33 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]geralt on May 20th, 2008 04:43 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]sergey_m on May 20th, 2008 06:26 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]stroke_edge on May 17th, 2008 03:53 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]joan_d_ark on May 17th, 2008 04:02 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]ab_pokoj on May 18th, 2008 09:54 am (UTC) Expand
Teacher[info]ru_teacher on May 17th, 2008 02:41 pm (UTC)
Наверное надо было мальчику объяснить, что однажды, рано или поздно, а лучше б поскорее, придёт серенькия волчок Красная Армия и всех обиженных и угнетённых от офисных начальников спасёт
Teacher[info]ru_teacher on May 17th, 2008 02:46 pm (UTC)
Вот только когда придёт, где она сейчас и в чём её сила - неизвестно, потому что военная тайна
(no subject) - [info]tot_13 on May 17th, 2008 07:54 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]ab_pokoj on May 18th, 2008 09:55 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]ru_teacher on May 18th, 2008 10:32 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]byanke on May 17th, 2008 02:51 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]giga_dust on May 18th, 2008 11:11 am (UTC) Expand
Ohtori Akio[info]ohtori on May 17th, 2008 02:47 pm (UTC)
Ох, наконец-то.
Спасибо!
(Я, правда, не смотрю современное кино, но всё равно интересно.)

Edited at 2008-05-17 02:49 pm (UTC)
Авраам Болеслав Покой[info]ab_pokoj on May 18th, 2008 09:55 am (UTC)
Спасибо. Я старался.
max[info]signamax on May 17th, 2008 02:49 pm (UTC)
хочу в воронежскую лабораторию проф. Инъязова
Авраам Болеслав Покой: pic#65980780[info]ab_pokoj on May 18th, 2008 09:56 am (UTC)
Приём по записи. По какому вопросу? :)
(no subject) - [info]signamax on May 18th, 2008 12:09 pm (UTC) Expand
m_alexander[info]m_alexander on May 17th, 2008 02:58 pm (UTC)
Доброго (?) времени суток!
Жаль, что Вас давно не было слышно...
Примечательно, что некоторых (!) современных героев к вобблам(?) отнести даже и не получится, - посмотрев (к примеру) "Апокалипсис" и кучу другой разной хр:ни скажу, что из ЭТИХ даже хуже будут...
С уважением.
ЗЫ Вы намедни не оставили Вашу трость в кинотеатре на "1612"?! :)

Авраам Болеслав Покой[info]ab_pokoj on May 18th, 2008 09:57 am (UTC)
Re: Доброго (?) времени суток!
Простите, друг мой -- а какой именно из "Апокалипсисов" Вы имеете в виду?

Нет, не я :)))
wellwalker[info]wellwalker on May 17th, 2008 02:59 pm (UTC)
Все хорошо, доктор, только в качестве терапии я бы предписал две недели просмотра по кругу с обязательным заучиванием Last Boy Scout, Last Action Hero, Conspiracy Theory, Snatch ну и что-нибудь попроще типа Enemy of The State и The Net...
Авраам Болеслав Покой[info]ab_pokoj on May 18th, 2008 09:58 am (UTC)
По меньшей мере первые два из предложенных Вами фильмов я сам пересматриваю с Секретариатом не реже раза в квартал :)
Гончая криведка[info]gem_in_i on May 17th, 2008 03:07 pm (UTC)
А Вы не заметили, что в современной литературе образ героя истерся напрочь, остался мелкими остовками только в фантастике-фэнтези?
tempika[info]tempika on May 17th, 2008 03:17 pm (UTC)
образ героя в контексте современной жизни невозможно фальшив и далек от народа :-)
(no subject) - [info]tempika on May 17th, 2008 03:18 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]ab_pokoj on May 18th, 2008 09:59 am (UTC) Expand
tempika[info]tempika on May 17th, 2008 03:17 pm (UTC)
Учитель, а как же Нео? :-)
Авраам Болеслав Покой[info]ab_pokoj on May 18th, 2008 10:02 am (UTC)
Прекрасный вопрос. Во-первых, Нео суть герой ушедшей эпохи, эпохи 90-х. Во-вторых, если не ошибаюсь, в конце трилогии о Матрице он таки помирился с Deus ex Machina и ополчился на антисистемного агента Смита.
(no subject) - [info]tempika on May 18th, 2008 10:50 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]orel_40 on May 18th, 2008 02:26 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]ebanat_kaliya on May 18th, 2008 07:46 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]toptopbot30 on May 17th, 2008 03:20 pm (UTC) Expand
Фавн на белом коне[info]olegs on May 17th, 2008 03:24 pm (UTC)
Изящное построение.
все это было бы хорошо, когда бы противниками выступали Простые Люди или там Маленькие Человеки. Противниками вобблов выступают точно такие же вобблы, богатые и обеспеченные, и все это превращается в банальные бандитские разборки.
Авраам Болеслав Покой[info]ab_pokoj on May 18th, 2008 10:08 am (UTC)
Re: Изящное построение.
Отнюдь. "Богатые и обеспеченные" они обычно непонятно из каких средств. В анамнезе у большинства -- Большая Обида.
Леонид Дымент[info]dyment on May 17th, 2008 03:29 pm (UTC)
"архетипическим персонажам в последнее десятилетие устроен настоящий холокост".

Блинн... То есть хорошо. То есть спасибо. :)
Авраам Болеслав Покой[info]ab_pokoj on May 18th, 2008 10:08 am (UTC)
Спасибо, друг мой :)
Sergey Maltsev[info]sergey_m on May 17th, 2008 03:33 pm (UTC)
...Молодого человека я, посоветовавшись напрямую с Космосом, отправил в подшефный колхоз им. маршала Баграмяна -- на весенние работы и переустановку ценностей под контролем проф. Инъязова. Интересно, что получится.

Наверное, получится не бэтмен, а кто-то получше... Возможно, потом он придет к власти и расстреляет несколько миллионов "врагов народа". Надеюсь не попасть в их число и Вам желаю того же. :)
Авраам Болеслав Покой[info]ab_pokoj on May 18th, 2008 09:52 pm (UTC)
У Вас, друг мой, какая-то чудовищная диалектика. Исходя из посылки "всё, что не есть Билл Гейтс, суть Сталин и Гитлер", можно доказать поистине многое :) Себе.
(no subject) - [info]sergey_m on May 19th, 2008 08:19 am (UTC) Expand
FireCat: RabbitCat[info]firecat_ on May 17th, 2008 03:37 pm (UTC)
Интересно, только мне смутно почувствовалось что-то от Пелевина в этом тексте Учителя?
[info]samartsev on May 17th, 2008 07:15 pm (UTC)
кстати да
вы сказали и мне тоже почувствовалось :)
(no subject) - [info]ab_pokoj on May 18th, 2008 10:10 am (UTC) Expand
шут без царя[info]lu_ch on May 17th, 2008 03:39 pm (UTC)
мультяшная жизнь
раньше в мультиках были человеческие образы, а теперь в жизни мультяшные. Один хрен, кто там герой.
Авраам Болеслав Покой[info]ab_pokoj on May 18th, 2008 10:10 am (UTC)
Re: мультяшная жизнь
Весьма категорично.
Re: мультяшная жизнь - [info]expentel on May 19th, 2008 06:40 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]sinner_nosatana on May 17th, 2008 03:39 pm (UTC) Expand
Авраам Болеслав Покой[info]ab_pokoj on May 18th, 2008 10:11 am (UTC)
Re: богатый Герой всё равно порвёт тебя
Ознакомился. Спасибо, очень разумный текст, проникнутый Пониманием Гармонии.
Del Grounder[info]grounder on May 17th, 2008 03:44 pm (UTC)
У него -- корпорация, поддерживающая весь античеловеческий порядок мироздания...

Ну, прямо скажем, не все богаты, есть ещё категория "неудачников", те, которые стали летающими и стреляющими по воле случая.
Авраам Болеслав Покой[info]ab_pokoj on May 18th, 2008 10:12 am (UTC)
Друг мой, напомню, что речь идёт о героях последнего десятилетия. Среди них самый большой "неудачник" -- перспективный студент с задатками гениальности Питер Паркер, он же публичная звезда Человек-Паук.
(no subject) - [info]grounder on May 18th, 2008 02:14 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]thainen on May 18th, 2008 05:44 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]pilgrimminstrel on May 19th, 2008 09:06 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]thainen on May 19th, 2008 09:36 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]pilgrimminstrel on May 19th, 2008 09:38 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]thainen on May 19th, 2008 10:25 am (UTC) Expand
поддержу остальных - [info]earlen on May 19th, 2008 05:35 am (UTC) Expand