Home
 
 
14 March 2008 @ 03:09 pm
Фишкинг, или Слово в защиту искусства  
Вчера по окончании приёма Истинный Учитель Истины (то есть я) уединился в кабинете, чтобы продолжить работу над шедевром в жанре патриотического батального фэнтези. В тот момент, когда мои закрепившиеся на Воробьевых горах герои отбивались от роты кентавров с базуками, дверь распахнулась. В кабинет, волоча за собой вцепившегося бульдожьей хваткой Н.Кудрявцева, ворвались юноша в смокинге и девушка в косухе.  Я не виню секретаря за неудачу -- девушка весила не менее 85 килограммов, а юноша царапался.

-- Мы собираем подписи! -- воскликнул юноша, показывая мне кожаную папку. -- Топ-блоггеры должны подписаться за них!

-- За кого, голубчик? -- поинтересовался я.

-- За членов независимой группы "---" (название оказалось непечатным), устроивших арт-провокацию  "---- всех --- ---, пока на ---- не поздно!", -- пояснила девушка. -- Отцепите это от меня.

Когда Н.Кудрявцев отпустил их, юноша стал быстро оправлять костюм, а девушка закурила. Они вдвоем объяснили мне, что милиция задержала семерых их друзей, устроивших художественную акцию в книжном магазине.

-- Это возмутительно. -- согласился я -- Что же ваши товарищи нарисовали?

Как оказалось, ничего. Гости объяснили, что их друзья напали на ничего не подозревающее заведение в сопровождении СМИ и внезапно совокупились среди стендов и покупателей. "Они хотели спровоцировать реакцию, спровоцировать волну, возможно возмущение -- но это была арт-фишка! Понимаете? А их задержали и сунули в изолятор, как преступников."

На сей раз я понял очень хорошо. Настолько хорошо, что рефлекторно воскурил шалфей, отгоняющий фиш-флюиды.

...Всем известно, что враждебные Внеземные Цивилизации спят и видят Человечество посмешищем галактических масштабов. Они изобретают и внедряют всё новые подделки под человеческие достижения, чтобы окончательно лишить смысла наше существование. Для борьбы с великой ценностью рода людского -- искусством -- они придумали и распространили так называемый фишкинг.

Разница между искусством и фишкингом вполне очевидна. Искусство всегда было плодом мастерства и души, жаждущей выразить что-то очень, очень важное. Если творил гений, произведение его искусства становилось великим. Если гением творец не был, но работал на совесть, -- произведение всё же охотно смотрели в театрах или вешали на стену.

Не таков фишкинг. Суть его в том, что вместо произведений души и мастерства люди, считающие себя деятелями искусства, стали упаковывать и продавать т.н. "фишки" или "мульки" -- то есть обычные неожиданности. Этот род произведений действует так же, как анекдот или внезапная хлопушка перед носом: человек смеется либо подпрыгивает на месте. "Есть отклик, есть реакция" -- довольно констатируют фишкисты и начинают думать, с чем бы еще засесть в засаде на беспечного зрителя.

Пагубная мода выдавать неожиданности за идеи распространилась в последнее столетие по всему Земному шару, и мы можем наблюдать ее последствия во всей красе. Принцип "подкараулить и удивить" стал главным движущим принципом масс-культуры. Из рояля вылезает внезапная балерина,  и это называется песней. Простой рассказ о простых людях неожиданно завершается свальным грехом с трупами, и это называется литературой.

Фишкинг бывает что глупым, что крайне интеллектуальным -- оставаясь все той же гнусной подделкой под искусство. Режиссер "не для всех", заставляющий своих персонажей внезапно съедать друг друга заживо -- делает ровно то же, что режиссер, ставящий певцов на коньки. Возможно, он даже хуже -- потому что отчаявшиеся люди начинают верить, будто во внезапном, беспричинном поедании героя интеллектуальное искусство и состоит.

Фишкинг опасен тем, что прогоняет из нашего досуга чувство и смысл. Обработанное фишками сознание, подобно героинщику, начинает ждать от любого искусства прежде всего физиологического воздействия: испуга, эрекции, хохота или отвращения (ибо "подсесть" можно на любое сильное ощущение). Такое сознание остается диким и вскоре теряет способность по-настоящему сопереживать -- а в сопереживании и был смысл искусства настоящего.

В результате мы живем при тоталитарной диктатуре фишкинга. Сегодня тем, кто желает по-старинке выразить что-то очень, очень важное, трудясь над этим долго и кропотливо -- приходится нацеплять на свое произведение  перья и блёстки, маскируя его под фрика. В мире победившего фишкинга проповедь вынужденно начинают с наркоманского анекдота, а оперу "Фауст" -- со сцены орального секса. Космосу страшно даже представить, чем всё это закончится, если фишкистам не давать по шаловливым рукам.


...Я не стал подписываться в защиту членов арт-группы. Наоборот, я послал Н.Кудрявцева собирать подписи за то, чтобы подвергнуть их публичной порке.
 
 
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( Post a new comment )
Иванъ Петровъ[info]john_petrov on March 14th, 2008 03:10 pm (UTC)
Вы на них проф.Инъязова напустите. Он как-то брутальнее Кудрявцева.
tvaltvadthe[info]tvaltvadthe on March 14th, 2008 03:20 pm (UTC)
поддерживаю эту идею, проф.Инъязов им доходчиво обьяснит.
Кстати а способов лечения фишкистов нет?
(no subject) - [info]john_petrov on March 14th, 2008 03:32 pm (UTC) Expand
(no subject) - (Anonymous) on March 17th, 2008 08:40 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]john_petrov on March 17th, 2008 02:20 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]ab_pokoj on March 18th, 2008 11:59 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]zar_baltazar on March 18th, 2008 05:07 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]jak40 on March 18th, 2008 08:26 pm (UTC) Expand
mdmaselle[info]mdmaselle on March 14th, 2008 03:15 pm (UTC)
Ой, точно, никак не могла сформулировать! Это хлопушки! Это странное чувство в музеях современного искусства - вот оно откуда!
Авраам Болеслав Покой[info]ab_pokoj on March 18th, 2008 11:59 am (UTC)
Совершенно верно :)
Ученица чародеев[info]anaitiss on March 14th, 2008 03:19 pm (UTC)
Пожалуй, я Вас люблю, о Учитель.
С каждым постом - все сильнее и беззаветнее.
Авраам Болеслав Покой[info]ab_pokoj on March 18th, 2008 11:59 am (UTC)
Мы с Космосом и Секретариатом также безбрежно любим Вас :)
pauca_verba: гламур[info]pauca_verba on March 14th, 2008 03:24 pm (UTC)
Большое искусствофильческое спасибо!
Авраам Болеслав Покой[info]ab_pokoj on March 18th, 2008 12:02 pm (UTC)
Спасибо Вам :)
[info]exxtractor on March 14th, 2008 03:29 pm (UTC)
и всё-таки, шалфей, о Учитель?!
счастливое стечение обстоятельств[info]cypam on March 14th, 2008 03:56 pm (UTC)
я тоже долго сомневался насчет Учителя - грибы или дхм?
все оказалось проще и суровей
(no subject) - [info]proffoboltus on March 14th, 2008 04:40 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]expentel on March 14th, 2008 04:55 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]nevodka on March 14th, 2008 05:23 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]expentel on March 14th, 2008 05:29 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]cypam on March 14th, 2008 06:10 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]kuroi_kaze_85 on March 15th, 2008 07:47 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]newtricker on March 17th, 2008 12:15 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]exxtractor on March 14th, 2008 05:06 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]cypam on March 14th, 2008 06:09 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]yarkyi on March 16th, 2008 11:03 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]livelight on March 14th, 2008 08:40 pm (UTC) Expand
(no subject) - (Anonymous) on March 17th, 2008 08:49 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]ab_pokoj on March 18th, 2008 12:04 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]exxtractor on March 18th, 2008 12:19 pm (UTC) Expand
Галина[info]galinasch on March 14th, 2008 03:33 pm (UTC)
Учитель, я надеюсь, Вы известите Друзей Гармонии о выходе Вашей книги. Не забудьте также указать издательство. А то некоторые блогописатели ( Адепты некоего маленького, но гордого Культа, к которому я принадлежу, знают, о чём я говорю) отличаются непредсказуемостью, что затрудняет.
Авраам Болеслав Покой[info]ab_pokoj on March 18th, 2008 12:05 pm (UTC)
Разумеется :)
nasse[info]nasse on March 14th, 2008 03:34 pm (UTC)
Спасибо. Весьма своевременно.
Авраам Болеслав Покой[info]ab_pokoj on March 18th, 2008 12:05 pm (UTC)
Спасибо на Добром Слове.
Dima[info]dimailer on March 14th, 2008 03:34 pm (UTC)
Правильная тема и правильно выражена.
Авраам Болеслав Покой[info]ab_pokoj on March 18th, 2008 12:05 pm (UTC)
Благодарю.
timurrovna[info]timurrovna on March 14th, 2008 03:34 pm (UTC)
вот моя подпись - выпорите их.
timurrovna.
Ниайна[info]niajna on March 14th, 2008 03:38 pm (UTC)
После этого поста все т.наз. деятели начинают казаться хулиганами из детской книжки ) что-то такое было в "Незнайке в Солнечном городе"
горний пульт[info]freedomcry on March 15th, 2008 01:02 am (UTC)
да-да
«ветрогоны» назывались
спасибо ) - [info]niajna on March 15th, 2008 08:43 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]ab_pokoj on March 18th, 2008 12:07 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]vryadli on March 27th, 2008 11:58 pm (UTC) Expand
roman_n[info]roman_n on March 14th, 2008 03:44 pm (UTC)
Военкомат - лучшее лекарство!
straightshots[info]straightshots on March 14th, 2008 03:46 pm (UTC)
лучше лесоповал :)
(no subject) - [info]pennkoff on March 14th, 2008 03:51 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]born_phoenix on March 14th, 2008 03:55 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]roman_n on March 14th, 2008 04:06 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]humanitarius on March 14th, 2008 04:45 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]zavsn on March 14th, 2008 07:38 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]ab_pokoj on March 18th, 2008 12:08 pm (UTC) Expand
Anna Olefir[info]laiska on March 14th, 2008 03:48 pm (UTC)
Огромное спасибо за определение!;0)))
Авраам Болеслав Покой[info]ab_pokoj on March 18th, 2008 12:08 pm (UTC)
Спасибо Вам за добрые слова и отдельно -- за популяризацию Учения.
(no subject) - [info]laiska on March 18th, 2008 12:14 pm (UTC) Expand
lucia_septima[info]lucia_septima on March 14th, 2008 03:49 pm (UTC)
Как-то в маленьком посидении с друзьями на кухне за микросеансом коллективной терапии волнений от бурной жизни, который нам, россиянам и не только, прочно заменил психологов и даже кое-кому - церковь, разговор зашел о современном искусстве. Речь как раз была о "перфомансах", "инсталляциях", "акциях" и других целующихся ментах. То есть и о том, что названо фишкой. И в этом разговоре у меня родилось одно определение.
Создание произведения, заведомо не имеющего художественной ценности, не выражающего ни переживания обычной для человека реальности, не содержащего результатов настоящего труда физического или абстрактного - называется духовный онанизм. Мы отнесли сюда все эти перфомансы, скульптуры из унитазов за бешеные деньги, и я думаю, что фишки и пр - все входит сюда. Настоящее произведение, как и ребенок, рождается в сильной сосредоточенности чувств и работы, и как правило - результат доллго вынашиваемого замысла. А сиюминутная, бездельная фишка - онанизм. Слил, ушел, забыл. Сюда же кстати можно отнести - бессмысленную штамповку псевдорусских вещиц типа матрешек, гжели и хохломы, уродливые, плохо сделанные игрушки (оч опасная вещь!), диски колбасного цеха (что то типа музыки) и так далее и тому подобное.
ИМХО.
Артём[info]u78 on March 14th, 2008 05:21 pm (UTC)
именно к такому же выводу пришёл мой пытливый разум после разглядывания дорогих часов
+1 !!!!!!!!!!!!!!! - [info]dyadka_zakharov on March 15th, 2008 10:57 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]ab_pokoj on March 18th, 2008 12:09 pm (UTC) Expand
счастливое стечение обстоятельств[info]cypam on March 14th, 2008 03:50 pm (UTC)
"...воскурил шалфей..." - шалфей предсказателей, надо полагать?
Евгения Чайкина[info]aldjami on March 14th, 2008 03:51 pm (UTC)
Не, публично пороть не надо. Надо их всех отловить и выпороть тайком, чтобы не превратить наказание в очередной перфоманс.
Light[info]livelight on March 14th, 2008 08:41 pm (UTC)
А почему бы не ударить по врагу его же оружием?
(no subject) - [info]ab_pokoj on March 18th, 2008 12:02 pm (UTC) Expand
(no subject) - (Anonymous) on April 12th, 2008 10:14 pm (UTC) Expand
Лев Семёркин[info]lev_semerkin on March 14th, 2008 03:52 pm (UTC)
+1
в мемориз!
Авраам Болеслав Покой[info]ab_pokoj on March 18th, 2008 12:09 pm (UTC)
Re: +1
Спасибо :)
Uliss[info]stroke_edge on March 14th, 2008 03:52 pm (UTC)
Да, именно и только порка!
Авраам Болеслав Покой[info]ab_pokoj on March 18th, 2008 12:09 pm (UTC)
:))
Вольноопределяющийся[info]pennkoff on March 14th, 2008 03:54 pm (UTC)
Бегать с голой жопой по улице - актуальное искусство.
Нацепить на голую жопу политический лозунг текущего момента - "акция прямого действия".
Оба подхода призваны превратить фигляров презренных в глазах просвещенной публики в фигляров почтенных...
Олег Хмельниц[info]skawoker on March 15th, 2008 05:01 pm (UTC)
помнится, был случай, когда у памятника Пушкину провели готы "перформанс" - прибивали гвоздями к асфальту куски человеческой плоти.
(no subject) - [info]87753 on March 17th, 2008 04:42 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]skawoker on March 17th, 2008 06:33 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]ab_pokoj on March 18th, 2008 12:09 pm (UTC) Expand
da_het[info]da_het on March 14th, 2008 03:54 pm (UTC)
А не частный ли это случай СС? Тогда и лекарство аналогичное.
Авраам Болеслав Покой[info]ab_pokoj on March 18th, 2008 12:10 pm (UTC)
Не совсем так. СС не предполагает задирания публики.
katewish: Богиня[info]katewish on March 14th, 2008 03:58 pm (UTC)
а с ними не было случайно такой милой девушки, которая мышей живьем режет и на пальцы себе надевает, а потом фотографирует? а то у меня подозрение, что у них - один диагноз на всех.
newtricker[info]newtricker on March 17th, 2008 12:22 pm (UTC)
среди них вполне мог оказаться еще и молодой человек, который за то, что отказался резать мышей на лабораторных, был отчислен из МГУ

:)
Débutante[info]the_sau on March 14th, 2008 03:59 pm (UTC)
Учитель любит не только белый шоколад, но и сальвию? ;)

Вот и досталось "современному искусству", как я и предсказывала. Пустяк, а приятно.
Авраам Болеслав Покой[info]ab_pokoj on March 18th, 2008 12:11 pm (UTC)
Спасибо :) Что касается сальвии, то речь идет об обычном аптечном шалфее.
Алина[info]0_alina_0 on March 14th, 2008 04:05 pm (UTC)
Вы истинно правы, Учитель...
Спасибо.
Авраам Болеслав Покой[info]ab_pokoj on March 18th, 2008 12:11 pm (UTC)
Спасибо Вам.
(no subject) - [info]zabros on June 21st, 2009 04:04 pm (UTC) Expand
[info]111_03 on March 14th, 2008 04:07 pm (UTC)
Прочитав ваше определение фишкинга как своеобразной выдачи неожиданности за искусство, вспомнил о рассуждениях о сущности комического в "Психологии искусства" Выготского. Вот выдержка:
"Для комического, остроты первым долгом требуется новизна и оригинальность. Остроту почти никогда нельзя слышать два раза, и под оригинальными людьми мы в особенности подразумеваем остроумных, так как скачок от напряжения к разряду бывает ведь совершенно неожиданным, не поддающимся учету. Краткость — душа остроты; ее сущность — именно во внезапном переходе от напряжения к разряду."
К чему это я? К тому, что дистинкцию между искусством и "фишкингом" следовало бы немного уточнить. Сама по себе неожиданность не является показателем "фишкизма", ибо неожиданность есть одно из выразительных средств искусства - в частности, непременный атрибут комического в искусстве. Но искусство начинается тогда, когда неожиданность служит выразительным средством, т.е. элементом формы, служащим к раскрытию содержания. Причем содержания не надуманно прицепленного, а реально рождающегося в этой форме, адекватного форме, находящего в данной форме свое наилучшее воплощение (в чем, собственно, и состоит искусство).
Неожиданность же ради себя самой - несомненно, "фишкинг".
Славик[info]ahslavik on March 15th, 2008 02:23 pm (UTC)
Несомненно, Учитель ответит глубже, полнее чем я, но у меня такие ассоциации: хлопушка из бумажного пакета. Громкий, почти непристойный звук и пустота вместо содержания - вот признаки рассматриваемого явления.

Пущай из хлопушки хоть конфетти сыпятся.
(no subject) - [info]ab_pokoj on March 18th, 2008 12:12 pm (UTC) Expand
Sergey Maltsev[info]sergey_m on March 14th, 2008 04:11 pm (UTC)
"Мда... Что тут скажешь. Вот этим навозом, этой блевотиной, этой пустотой звенящей и питаются наши интеллектуалы-подпольщики. Полипы они уродливые на теле нашего здорового русского искусства. Минимализьм, парадигма, дискурс, конь-септ-уализьм... С раннего детства слышу я слова сии. Но что они означают - так до сих пор и не понял. А вот что такое «Боярыня Морозова» - как узнал в пятилетнем возрасте, так и знаю по сей день. Все это «современное» искусство не стоит и одного мазка нашего великого Сурикова. Когда плохо на душе, когда враги одолевают, когда круги злокозненные сужаются - забежишь на минутку в Третьяковку, подойдешь к великому полотну, глянешь: сани с боярыней непокорной едут по снегу русскому, мальчик бежит, юродивый двуперстие воздымает, ямщик скалится... И пахнёт на тебя со стены Русью. Да так, что забудешь про все злободневное, суетное. Русский воздух вдыхают легкие. И больше ничего не надобно. И слава Богу..."
[info]zanuda2 on April 12th, 2008 10:20 pm (UTC)
Да нет, кое-что ещё надо! Надо не только самому понимать, но и не лениться, активно пропагандировать своё знание, особенно среди молодёжи, да и среди их родителей тоже, противостоять всей этой блевотине, льющейся из телеэкранов и антирусских СМИ.
(no subject) - [info]sergey_m on April 13th, 2008 01:48 am (UTC) Expand
[info]111_03 on March 14th, 2008 04:17 pm (UTC)
Да, собственно, есть подозрение, что "фишкинг", в общем-то, тождествен таким понятиям, как "шутовство", "фиглярство", "скоморошество".
expentel[info]expentel on March 14th, 2008 04:59 pm (UTC)
О, нет!
Скорее, он плоть от плоти такого явления как "кич"!
(no subject) - [info]murdalak on March 14th, 2008 05:27 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]111_03 on March 14th, 2008 05:33 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]vitus_wagner on March 14th, 2008 06:41 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]111_03 on March 14th, 2008 07:11 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]banev on March 14th, 2008 07:07 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]111_03 on March 14th, 2008 07:12 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]zavsn on March 14th, 2008 07:43 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]kladbische on March 14th, 2008 09:24 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]nishtyak_g on March 15th, 2008 11:12 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]rohanwarrior on March 15th, 2008 11:13 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]111_03 on March 17th, 2008 07:50 am (UTC) Expand
(no subject) - [info]rohanwarrior on March 17th, 2008 12:38 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]111_03 on March 17th, 2008 07:54 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]rohanwarrior on March 17th, 2008 09:35 pm (UTC) Expand
(no subject) - [info]111_03 on March 18th, 2008 05:58 pm (UTC) Expand