Авраам Болеслав Покой ([info]ab_pokoj) wrote,

Слово о тренингах

Вчера вечером озябший курьер доставил Истинному Учителю Истины (то есть мне) длинный официальный конверт. Велев напоить беднягу чаем, я с любопытством распечатал письмо. Оно оказалось деловым предложением. Не могу удержаться от удовольствия процитировать его почти целиком:

"Уважаемый г-н Авраам Болеславович Покой!

Центр Интегрального Развития "Limbus" в течение последних пяти лет внимательно следит за популярными тенденциями в обществе и приветствует появление новых авторитетов. Ваша деятельность в Интернете является сегодня обсуждаемой, в связи с чем руководство Центра предлагает Вам подумать о возможностях сотрудничества в форме проведения в г. Москва серии тренингов, посвященных теме личностного развития и раскрытия внутреннего потенциала.

Возможные темы тренинг-семинаров:

* Целеполагание и преодоление внутренних преград
* Коммуникативные навыки в отношениях с противоположным полом
* Способы прерывания контакта (ретрофлексия, конфлуенция, дефлексия, интроекция, проекция)
* Дауншифтинг, философия "гранатового зернышка"
* Ваши предложения

etc."

Автоматически отметив, что мое второе имя снова приняли за отчество, я налил себе чашку кофе и задумался над ответом. Мой взгляд скользнул по книжным полкам и остановился на одной из жемчужин мировой философии - небольшом томике сказок немецкого теолога Вильгельма Гауфа. Именно этот писатель, ушедший из жизни в юном возрасте, первым прекрасно описал суть личностных тренингов в произведениях "Холодное сердце" (целеполагание и преодоление внутренних преград), "Калиф-аист" (дауншифтинг), "Карлик нос" (коучинг), "Молодой англичанин" (коммуникативные навыки) и других.

Именно в конце восемнадцатого- начале девятнадцатого столетия, с появлением класса образованных и сытых, но недостаточно довольных собою людей в Европе впервые массово расцвело желание приобрести пиратскую версию своей личности либо судьбы. Мысль о том, что себя можно и должно хакнуть, а свою душу веселого угольщика превратить в душу матёрого и уважаемого ростовщика, была нова и заманчива. Юный Гауф стал одним из немногих, кто на целом ряде примеров показал: подобные приобретения не приводят ни к счастью, ни к свободе -- а лишь к очередному несчастью и уродству.

Само по себе изменение себя и судьбы нельзя не приветствовать. Человек -- всякий человек -- может и даже обязан стать больше, лучше и ярче. Но -- по своей воле и своими силами. Желая же освободиться от надоевшего себя и купить у каких-то посторонних людей себя нового -- жертва тренинга обретет, разумеется, не нового себя, а личину, которая никогда органично не прирастет ни к жизни, ни к душе.

Когда ко мне приходят люди со словами "Учитель, а я не знаю своей цели в жизни" -- я ругаюсь и говорю: "Полно врать, голубчик!". На самом деле все всё про себя и свои цели прекрасно знают -- а если думают, что нет, то это просто недостаток внутренней честности перед самим собой.

И горе тем, что из-за этого глупого лицемерия пойдет по тренингам. Прежние представления о себе и жизни они, конечно, потеряют -- но вместо новых жизненных навыков подцепят за плотно закрытыми от жизни дверями лишь кучу новых, безнадежно несостыковываемых с практикой ритуалов.

К примеру, под брэндом "свободы в общении с противоположным полом" тренинги вконопачивают в души людей "методы и модели общения". Результаты получаются либо смешные, либо пугающие. Всякий, на ком пробовали свои чары жертвы пикаперских или НЛП-шных курсов, наверняка поймет, о чем я. В глазах этих людей читается требование: "Ну же! Будь таким, как меня учили!", радостно-победительное: "Щас ты у меня ляжешь и раздвинешь!" и другие не слишком-то нежные эмоции. Я не говорю уже о том, что преподаваемые методы, бешено упирая на количественность,  исключают возможность нормальной любви к одному человеку (собственно и составляющей классическое старомодное счастье).

Та же смешная или пугающая картина наблюдается и с перенесшими другие тренинги: вместо того, чтобы, ошибаясь и набивая шишки, привыкать к противодействию шершавой реальности, они обрастают какими-то фантастическими представлениями о том, как "должно" вести себя этой реальности: начальству, клиенту, окружающим и самому себе.

Итого: личностный тренинг подобен созданию чемпиона по боксу в одиноком общении с грушей. Выйдя на реальный ринг, такой боксер-теоретик, в зависимости от своих природных данных, либо получит в нос сам, либо, столкнувшись с противодействием, от злости тупо покалечит противника и будет дисквалифицирован за нарушение правил.

Впрочем, всё не так страшно: к счастью, у подавляющего большинства людей тренинги проходят вообще без последствий -- если не считать потерь времени и денег.

...Захлопнув Гауфа, я сел за свой ноутбук и через две минуты распечатал и передал с отогревшимся курьером краткий ответ:

"Дорогой Центр Интегрального Развития Лимбус!

НЕ-А, ни за что.

А.Б.Покой."

  • Post a new comment

    Error

    Your IP address will be recorded 

  • 175 comments
Previous
← Ctrl← Alt
Next
Ctrl →Alt →

[info]chaberwock

November 7 2007, 13:27:06 UTC 4 years ago

зачот :)

[info]ab_pokoj

November 7 2007, 18:22:42 UTC 4 years ago

:)

[info]geliy

November 7 2007, 13:38:12 UTC 4 years ago

Все верно. Но, может быть, стоило прийти и прочитать это письмо несчастным прихожанам Центра "Лимбус"?

[info]ab_pokoj

November 7 2007, 18:25:38 UTC 4 years ago

Однажды секретарь Кудрявцев по молодости и горячности поступил именно так. Дело было, правда, не на тренинге, а на лекции и пресс-конференции перед. С.Кудрявцев, работавший тогда простым репортером криминальной хроники, поинтересовался у академика семи академий Альберта Игнатенко, что за существо многократно упомянутый последним в лекции Дельфинийский Оракул.

Кудрявцев был поднят публикой на смех, к которому басито присоединился академик Игнатенко.

[info]geliy

4 years ago

[info]oranta

2 years ago

[info]m_alexander

November 7 2007, 13:39:13 UTC 4 years ago

Доброго времени суток!

Да-а, значительно'с... Сильное впечатление, и кинематографично...
С уважением.

[info]ab_pokoj

November 7 2007, 18:26:00 UTC 4 years ago

Re: Доброго времени суток!

Благодарю, друг мой.

[info]das_untier

November 7 2007, 13:41:56 UTC 4 years ago

По знакомым, проходившим похожие тренинги, могу сказать, что в таком тренинге главное (для тренера) - это вызвать у тренингующегося ощущение Не Зря Потраченных Денег. Это ощущение проходит через несколько месяцев или даже лет. А реального эффекта - ноль или минус.

[info]lexx_ryazanov

November 7 2007, 18:20:23 UTC 4 years ago

То есть ваши знакомые через несколько месяцев начали думать, что их обманули? А что за тренинг был?

[info]das_untier

4 years ago

[info]das_untier

4 years ago

[info]das_untier

4 years ago

[info]ab_pokoj

4 years ago

[info]selfmading

4 years ago

[info]shadow_of_raven

November 7 2007, 13:50:09 UTC 4 years ago

Истина!!!!

p.s. А как же систематизация? Нарабатывание навыка в спарринге?

Anonymous

November 7 2007, 14:18:17 UTC 4 years ago

Я один раз полтора года ходил на бокс в приличный спортклуб. У нас были спарринги и все такое. Всё было классно, пока к нам не пришел реальный боксер. Все получили по страшной силе и долго удивлялись, что "реально так бить можно больно, оказывается".

[info]ab_pokoj

4 years ago

[info]moloduha

November 7 2007, 13:59:06 UTC 4 years ago

Прекрасно, прекрасно...

[info]ab_pokoj

November 7 2007, 18:29:17 UTC 4 years ago

Спасибо :)

[info]schenkh

November 7 2007, 14:03:48 UTC 4 years ago

Человек идущий на тренинг за новыми знаниями и навыками обманывает себя стремясь на самом деле к "fate hacking"?

[info]ab_pokoj

November 7 2007, 18:31:06 UTC 4 years ago

Человек, идущий за новыми жизненными навыками, должен идти не на тренинг, где "моделируют ситуации", а в жизнь -- потому что там ситуации никто не моделирует и не модерирует :)

[info]expentel

4 years ago

[info]schenkh

4 years ago

[info]schenkh

4 years ago

[info]ab_pokoj

4 years ago

[info]schenkh

4 years ago

[info]artur_belyaev

November 7 2007, 14:25:01 UTC 4 years ago

Лоханулись поцаны реально. Вместо Интегрального надо было Синтетического писать)))

[info]ab_pokoj

November 7 2007, 18:31:50 UTC 4 years ago

Хоть когнитивного, друг мой :) Все равно я бы не подписался.

[info]dmlord

November 7 2007, 14:26:47 UTC 4 years ago

Учитель, вы как всегда обстоятельно и с присущей только вам мудростию разложили по полочкам ту, подспудно известную каждому, истину. Спасибо за ваш труд :)

[info]ab_pokoj

November 7 2007, 18:32:21 UTC 4 years ago

Крайне верное замечание, друг мой. Именно: банальным наружу! Таков стиль Космоса.

[info]obhodchik

November 7 2007, 14:28:27 UTC 4 years ago

Учитель, Ваши бы тексты в универский курс психочегототам некоторым моим знакомым...
Успешным, блин, менеджерам офисного планктона со смешной зряплатой, и без всяких перспектив в нормальной жизни вне работы. Может быть, сейчас бы эти люди (в свою бытность студентами - отличные ребята) в выходные срывались на рыбалку, а не в магазин, за новым галстуком, ибо старый немоден, а немодному человеку повышения не будет.
Вот.

[info]ab_pokoj

November 7 2007, 18:32:43 UTC 4 years ago

Картина столь же правдивая, сколь и безжалостная.

[info]ex_tanechka

November 7 2007, 14:42:40 UTC 4 years ago

Как всегда, потрясена Вашей мудростью!

[info]ab_pokoj

November 7 2007, 18:33:31 UTC 4 years ago

Вы, как всегда, слишком добры к старику Гиперкубу :)

[info]minamoto_ru

November 7 2007, 14:49:51 UTC 4 years ago

Уважаемый Авраам Болеслав.
Спасибо большое Вам за откровение, снизошедшее на меня в процессе чтения данного Слова.
В очередной раз Истина снизошла ко мне по Вашей воле, за что не могу не выразить свою нижайшую признательность.
Буду теперь бороться с шершавой реальностью своими силами, не надеясь на "мудрость Востока" и "богатство Запада".

[info]ab_pokoj

November 7 2007, 18:33:15 UTC 4 years ago

Вы меня восхищаете! Вперёд, и пусть Космос будет с нами.

[info]brainwashe

November 7 2007, 15:02:22 UTC 4 years ago

Одни утверждения без каких-либо доказательств. Низачот, неубедительно.

[info]ab_pokoj

November 7 2007, 22:06:32 UTC 4 years ago

Доказательства весьма просты, друг мой: выгляните в окно и найдите там мега-Личность, поднявшуюся на тренингах, курсах и семинарах :)

[info]expentel

4 years ago

[info]ab_pokoj

4 years ago

[info]psycoanalitic

November 7 2007, 15:14:06 UTC 4 years ago

Уважаемый г-н Авраам Болеславович Покой! - вы таки свой челокек :) Словин Алексей Борисович :) Сын Словиной натальи Юльевной :)))) внук Словина Юлия Давыдовича :)))))))))))))))))



Ладно, кроме шуток, как когнитивный терапевт, я вас чудесно понимаю Однако ни я ни вы не можем придумать с вами методы кроме мечтаний о влиянии на систему бразования. Я пытаюсь изменить это более чем морализаторством. Присоеденитесь? :)))))))

[info]psycoanalitic

November 7 2007, 15:15:56 UTC 4 years ago

да. хабыл дописать (для пщей значиости) - послежний указанный едед - брат Словина Леонида, писаттеля детективных расказов, живущего в Израиле :)

[info]ab_pokoj

4 years ago

[info]pamupe_cc

November 7 2007, 15:22:12 UTC 4 years ago

Как всегда отлично.

[info]ab_pokoj

November 7 2007, 18:35:15 UTC 4 years ago

Спасибо, г-н Рамирес :) Кстати, Вас-то с праздником можно поздравлять без опаски?

[info]pamupe_cc

4 years ago

[info]psyberia

November 7 2007, 17:22:24 UTC 4 years ago

Спасибо! Подписываюсь.

P.S. Просто Лимбус? Не Лимбус-Трубецкой? :)

[info]ab_pokoj

November 7 2007, 18:35:39 UTC 4 years ago

Возможно, что и Валуа :)

[info]must_dummy

November 7 2007, 17:41:23 UTC 4 years ago

Существует так называемый в узких кругах "синдром НЛПера" - весьма неприятное заболевание. Обнаруживается примерно у трети прошедших курсы НЛП и близких к ним, у тех, кто не связан профессионально с психотерапией и не имеет значительных успехов в своей области деятельности. Убедившись в рамках тренинга в том, что они могут добиваться каких-то терапевтических изменений, они почему-то начинают считать себя сверхтерапевтами, которым под силу помочь кому угодно, и решают сделать психотерапию (психологическое консультирование, проведение тренингов, коучинг, нужное подчеркнуть) своим основным родом деятельности. В особо тяжелых случаях увольняются с прежнего места работы.
Впоследствие, обнаружив свою несостоятельность, больные решают, что дело в недостатке знаний и решают пополнить их путем посещения тренингов по смежным дисциплинам.
Указанные личности имеют тенденцию к объединению в группы, поскольку только среди таких же как они, больные вновь обретают уверенность в своих целительских способностях.
Прогноз печален, лично мне случаи выздоровления не известны.

Успехов,
Кот Василий

[info]ab_pokoj

November 7 2007, 18:36:04 UTC 4 years ago

Спасибо за интересные факты,

и Вам, разумеется, также успехов :)

[info]nevodka

November 7 2007, 17:42:26 UTC 4 years ago

Вы ошибаетесь Учитель, тренинги нужны. Иначе на что будут жить люди их проводящие?

[info]ab_pokoj

November 7 2007, 18:36:30 UTC 4 years ago

А Космосу, друг мой, честно говоря, плевать. Пусть вагонетки разгружают.

[info]brodyaga_el

November 7 2007, 17:53:27 UTC 4 years ago

Тренинги - это, вроде "тренировки". Или нет?
Нужны ли репетиции в театре? Нужно ли решать задачи из учебника? Нужно ли человеку, обзванивающему заказчиков, учиться грамотно и разборчиво говорить?

Можно ли вообще научиться чему-либо, не тренируясь?

[info]ab_pokoj

November 7 2007, 18:37:45 UTC 4 years ago

Тренируясь, можно приобрести всё, кроме характера. А это и есть задача Жизни :)

[info]bvg_bg

November 7 2007, 17:57:07 UTC 4 years ago

Уважаемый А.Б. Покой, а нет ли опасности, что люди, которые прошли подобные тренинги, и которых становится все больше, сформируют постепенно среду обитания, в которой законы и методики, преподаваемые на тренингах, начнут рельно работать?

[info]lexx_ryazanov

November 7 2007, 18:18:13 UTC 4 years ago

Отличный вопрос! =)

[info]ab_pokoj

4 years ago

[info]lexx_ryazanov

November 7 2007, 18:15:30 UTC 4 years ago

>>Само по себе изменение себя и судьбы нельзя не приветствовать. Человек -- всякий человек -- может и даже обязан стать больше, лучше и ярче. Но -- по своей воле и своими силами. Желая же освободиться от надоевшего себя и купить у каких-то посторонних людей себя нового -- жертва тренинга обретет, разумеется, не нового себя, а личину, которая никогда органично не прирастет ни к жизни, ни к душе.

Мне ситуация видится такой: "новый" человек после тренинга отличается от себя старого только в одном - он немного больше знает о себе. Такого рода знания из других источников получить проблематично. Стоя перед зеркалом много не рассмотришь, а мировая общественность моей (например) личностью интересоваться упорно не желает. А тут за смешные деньги опытные люди оказывают тебе ценную услугу. То есть сам метод у меня никаких нареканий не вызывает.

Что касается целей, то тут ваш скепсис мне тоже непонятен. Возмем "соблазнителей". Пусть у них в качестве эталона выступает этакий мачо, который может любую и всегда. Но ведь и у качков в спортзалах висят на стенах человекоподобные монстры, и в музыкальной школе висят портреты не вполне нормальных людей. Пусть человек мечтает о том, ему все дадут. Глядишь, научится за собой следить, с людьми нормально общаться и за девушками ухаживать. Цели поменять легко. Гораздо сложнее поменять привычки.

Меня в тренингах напрягает только одно - словосочетание "личностный рост". Как говорит одна моя знакомая-тренер: "От того, что ты это [то, о чем говорилось на тренинге] знаешь, ты не становишься ни лучше ни хуже". Прям на тренинге говорит. Так что, никакого личностного роста. Только те или иные практические навыки.

[info]ab_pokoj

November 7 2007, 18:42:11 UTC 4 years ago

И снова возражу Вам, друг мой: это навыки, которые тренеры выдают за практические. С виду похоже, но того, что составляет самую суть реальных жизненных ситуаций -- прямого и без "save as" подключения к огромному шершавому миру и по-своему живущим людям в нем -- никакие тренинги дать не в состоянии.

[info]must_dummy

4 years ago

Anonymous

November 7 2007, 18:17:26 UTC 4 years ago

"Когда ко мне приходят люди со словами "Учитель, а я не знаю своей цели в жизни" -- я ругаюсь и говорю: "Полно врать, голубчик!". На самом деле все всё про себя и свои цели прекрасно знают -- а если думают, что нет, то это просто недостаток внутренней честности перед самим собой."

Учитель! Но я действительно не знаю своей цели в жизни. Как же мне быть?

Anti.

[info]ab_pokoj

November 7 2007, 18:43:24 UTC 4 years ago

Полно врать, голубчик! :)

Разумеется, цель у Вас есть. Подумайте хорошенько: какова ваша глубинная детская мечта, от которой вы так по сю пору и не смогли отвязаться?

[info]aivenka

4 years ago

[info]ab_pokoj

4 years ago

[info]maxim108

2 years ago

Anonymous

4 years ago

[info]ab_pokoj

4 years ago

[info]turly_jr

4 years ago

[info]ab_pokoj

4 years ago

Anonymous

4 years ago

[info]ab_pokoj

4 years ago

[info]temucheen

4 years ago

[info]adanu

4 years ago

Anonymous

3 years ago

Anonymous

3 years ago

[info]meaerror

November 7 2007, 18:30:36 UTC 4 years ago

Приобретение ритуалов и штампов поведения в определенной ситуации может иметь реальную пользу. Для подавления страха перед ситуацией. (Это как утренний макияж для женщин - сидишь и убеждаешь себя: "А вроде бы еще совсем неплохо!..")

Или для скорости реагирования, как армейская муштра. Автоматическая деятельность экономит массу времени.

[info]ab_pokoj

November 7 2007, 18:45:07 UTC 4 years ago

Автоматическая деятельность в жизни не работает. Во всяком случае, я не видел ни одного подобного примера: люди существа интуитивные, и сказанные слова в любом столкновении личностей не роляют ничего решительно. Люди пробуют друг друга на зуб, а вовсе не на слух :)

[info]meaerror

4 years ago

Anonymous

4 years ago

[info]nerpa_wild

November 7 2007, 18:40:08 UTC 4 years ago

Чорт его знает.
Тренинг - тренингу рознь.
С абсурдностью самой идеи "примерки чужой судьбы" - соглашусь. НЛПисты... и поклонники Эриксоновского гипноза... я их вообще не понимаю.
Но есть и простые вещи, например в тех же самых продажах, которые мне лично (в свое время) крайне пригодились.
Ну примерно как молодняк 18-ти летний, который приходит в десантуру или там в морпехи учат на автомате выполнять "три блока - три связки из ударов". Конечно, не мастера единоборств, но все же что-то.
Также и в части профессиональных тренингов есть такие же азбучные истины. И, наверное, у пикаперов тоже.

Другой вопрос в том, что если чел - хоть какой-никакой алмаз, то путем образования и тех же самых тренингов с моделированием жизненных ситуаций, из него можно сделать брильянт.

Беда в том, что по поводу "личностного роста" задумываются в основном "люди-бижутерия", "алмазы" - просто это используют для нужной огранки.

И тренинги это еще что! Вот тема МВА - это вообще отдельная песня.

[info]ab_pokoj

November 7 2007, 18:46:49 UTC 4 years ago

Вопрос непростой, согласен. Но не следует ли обучаться продажам прямо на работе? :) Всё равно навыки-то, если честно, приобретаются именно там.

[info]nerpa_wild

4 years ago

[info]dcar

November 7 2007, 18:50:21 UTC 4 years ago

Тренинг - это ещё не тренировка.

Тренировка - дело хорошее, если тренер хороший и ученик не ленивый.
Но "тренинги" не имеют с тренировками ничего общего, по-моему. По этому поводу вспоминается из законов Мэрфи: "Кто может работать - работает. Кто не может - учит, как работать..." :) Продолжение: "Кто не может учить - управляет", но это уже другая история.
Знаю случаи, когда бизнес-тренинги были не просто бесполезны, а вредны: человека накручивали, что он всё может, просто надо не сомневаться в своих силах, человек брал нереально повышенные обязательства, с предсказуемым результатом.

[info]ab_pokoj

November 7 2007, 22:07:41 UTC 4 years ago

Re: Тренинг - это ещё не тренировка.

Это как раз тот случай, когда успешно избивший безответную грушу "боксер" выходит на ринг и получает в глаз :)
Previous
← Ctrl← Alt
Next
Ctrl →Alt →
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…