?

Log in

No account? Create an account
 
 
19 July 2011 @ 11:36 pm
О необходимости Больших Братьев  
Описав на днях явление Мимояза – отделение слов языка от их смысла -- Истинный Учитель Истины (то есть я) обещал обратиться к причинам. Обещания надо выполнять, и сегодня Средство массовой информации и пропаганды "Однако" любезно опубликовало эссе-продолжение.

Причины появления Мимояза -- банальны. Подобно любому плодовому растению, язык ведёт себя прилично до тех пор, пока он нужен для выражения приличных мыслей и задач. Когда эти мысли и задачи отменены – инструмент их выражения начинает дичать, стелиться и извиваться.

Фактически сегодня мы получаем последние результаты победы над т.н. «Большим братом» -- главным пугалом XX столетия. Над той самой угрозой Единого Тоталитарного Государства, которая считалась самой угрожающей из угроз в течение последних пятидесяти лет. И, разумеется, над пророком ББ -- великим и могучим Зомбоящиком, стремительно теряющим в XXI столетии статус главного брандспойта мозгов.

...Нелишне вспомнить, что отношения земных мыслтелей с телевизором начались с любви. Почти столетие назад на помесь матюгальника с кинематографом мыслители возложили неподъёмные надежды, накопившиеся за тысячелетия неудовлетворённости миром. Как несколькими десятилетиями ранее оптимисты говорили о «научных конференциях по телефону» - так в 1930-х годах они начали прорицать лекции по телевизору. Мысль о том, что за какой-нибудь год всему Человечеству можно монотонно пробубнить десяток университетских курсов -- совершенно заслонила от оптимистов осознание того, что ежедневное наблюдение пейзажа не сделало ни одного из виноградарей Арля автором соответствующего полотна.

Когда интеллектуалы убедились, что телевизор не читает лекций, а лишь населяет мозги зрителей одинаковыми белочками, снегурочками, добрыми вождями, грудастыми певичками, космическими ракетами и патриотическими символами – они обиделись и испугались. Подобно надпочечникам общества, они начали вырабатывать антителевизионный адреналин.

Они испустили гигантское количество антиутопических картин Тёмного Будущего, в котором Зомбоящик подозрительно щурится в каждый дом, все каналы подчинены одной Злой Корпорации, а простые граждане общаются между собою одинаковыми, санкционированными Правительством дежурными фразами. Мыслители убоялись, что человеческие различия однажды будут стёрты, и им на смену придёт страшное – Одинаковая Картина Мира, которую показывает Единый Телеэкран.

Однако на рубеже тысячелетий идея Единого Телеэкрана получила удар, от которого так и не сумела оправиться... 
 
 
 
Кедрpanoramov on July 19th, 2011 07:45 pm (UTC)
великолепно!
Спасибо, Учитель!
Кедрpanoramov on July 19th, 2011 07:51 pm (UTC)
Re: великолепно!
Особенно цитата: "Человека же, у которого в голове вместо здания (пусть неоригинально и непрогрессивно построенного) просто навалено – невозможно толком ни понять, ни заинтересовать."
Re: великолепно! - ab_pokoj on July 19th, 2011 08:18 pm (UTC) (Expand)
polk90 on July 19th, 2011 07:47 pm (UTC)
печально, по стилю явно видно, что пишет не проницательный Профессор, а какое-то нечто.
Специалист широкого профиля  ✡mofik on July 19th, 2011 07:56 pm (UTC)
я на это еще эссе пять или шесть назад внимание обратил
(no subject) - polk90 on July 19th, 2011 08:00 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - ab_pokoj on July 19th, 2011 08:11 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - mofik on July 19th, 2011 08:25 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - ab_pokoj on July 19th, 2011 08:34 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - mofik on July 19th, 2011 08:51 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - ab_pokoj on July 19th, 2011 09:08 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - polk90 on July 19th, 2011 09:17 pm (UTC) (Expand)
Задавил интелектом - andrey_zorin on July 20th, 2011 04:54 am (UTC) (Expand)
(no subject) - polk90 on July 20th, 2011 04:27 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - kihotkin on July 20th, 2011 03:35 am (UTC) (Expand)
(no subject) - funny_suslik on July 19th, 2011 09:31 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - mofik on July 19th, 2011 09:38 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - cccr_hck on July 20th, 2011 05:52 am (UTC) (Expand)
(no subject) - egh0st on July 20th, 2011 09:17 am (UTC) (Expand)
(no subject) - egh0st on July 20th, 2011 09:13 am (UTC) (Expand)
(no subject) - fun_tomass on July 19th, 2011 10:23 pm (UTC) (Expand)
он же теперь в хурнале - freedom_of_sea on July 19th, 2011 08:19 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
Авраам Болеслав Покойab_pokoj on July 19th, 2011 08:23 pm (UTC)
Да, друг мой -- и мне льстит, что мы с Вами об одном и том же.
(no subject) - aka_mik on July 20th, 2011 07:10 am (UTC) (Expand)
Специалист широкого профиля  ✡mofik on July 19th, 2011 07:57 pm (UTC)
верните настоящего ироничного и остроумного АБ Покоя, хватит уже постить эту унылую занудную неперевариваемую чушь
Авраам Болеслав Покойab_pokoj on July 19th, 2011 08:18 pm (UTC)
Одно из двух, друг мой: либо я испортился, либо Вы возмужали и выросли из АБП.

В обоих случаях я искренне надеюсь, что мы завершили выяснение отношений. Я несколько устал читать от Вас, что меня подменили, без конкретных указаний и критики, которые помогли бы мне вновь Вас обрести.
(no subject) - mofik on July 19th, 2011 08:32 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) on July 24th, 2011 09:28 am (UTC) (Expand)
(no subject) - mofik on July 24th, 2011 10:06 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - ru_teacher on July 20th, 2011 03:57 am (UTC) (Expand)
dju_lee on July 19th, 2011 07:58 pm (UTC)
Дорогой доктор, а Вы не пробовали ставить диагноз коллективному бессознательному по рисункам СССР-2061 (особенно тем, где люди с ручным инструментом и без скафандров в сравнении с научно-фантастическими картинками с обложек советских журналов 50х-60х годов)?

P.S.: А Вы за кого голосовали, если не секрет? Неужели за ту, где советские герои-космонавты радостно читают книжку про туповатого варвара, падкого на побрякушки и женщин? :))
Авраам Болеслав Покойab_pokoj on July 19th, 2011 08:21 pm (UTC)
Обсуждая с коллегами по оргкомитету рисунки, я обратил внимание на забавный факт: в рисунках, созданных юношами, то и дело возникает мотив бурения и глубоких шахт -- в то время как ни одна девушка бурения не изобразила. Девушки предпочитают рисовать башни с куполами и могучие ракеты с обтекаемыми носами )))

Это нормально: человеческие мечты могут использовать как строительный материал и наивный эротизм )

(no subject) - dju_lee on July 20th, 2011 07:56 am (UTC) (Expand)
(no subject) - egh0st on July 20th, 2011 04:30 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - dju_lee on July 20th, 2011 06:05 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - egh0st on July 20th, 2011 06:13 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - dju_lee on July 20th, 2011 09:21 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - egh0st on July 20th, 2011 09:51 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - dju_lee on July 21st, 2011 05:36 am (UTC) (Expand)
гылол™ - egh0st on July 21st, 2011 08:16 am (UTC) (Expand)
Re: гылол™ - dju_lee on July 21st, 2011 09:19 am (UTC) (Expand)
Re: гылол™ - egh0st on July 21st, 2011 09:48 am (UTC) (Expand)
Re - dju_lee on July 21st, 2011 01:24 pm (UTC) (Expand)
Re: Re - egh0st on July 21st, 2011 07:58 pm (UTC) (Expand)
Re: Re - dju_lee on July 22nd, 2011 10:48 am (UTC) (Expand)
Re: Re - egh0st on July 23rd, 2011 12:12 am (UTC) (Expand)
Re: Re - dju_lee on July 23rd, 2011 01:04 pm (UTC) (Expand)
Re: Re - egh0st on July 23rd, 2011 01:19 pm (UTC) (Expand)
А внедрить? - (Anonymous) on July 22nd, 2011 09:43 am (UTC) (Expand)
Re: А внедрить? - dju_lee on July 22nd, 2011 11:14 am (UTC) (Expand)
Валерий Аллин: Tudaval000 on July 19th, 2011 07:59 pm (UTC)
5!

B "ЖЖивые мысли"!

Edited at 2011-07-19 08:02 pm (UTC)
Авраам Болеслав Покойab_pokoj on July 19th, 2011 08:22 pm (UTC)
Благодарю Вас, друг мой.
mjol1nirmjol1nir on July 19th, 2011 08:10 pm (UTC)
Испытывать ностальгию по Большому Брату, поставляющему типовые детали для общения, это надо как-то очень сильно удариться головой, извините.
Да и кто общался при помощи тех деталей?
Что, кто-то всерьёз обсуждал речь дорогого Леонида Ильича на последнем съезде ЦК КПСС? Или агрессию американской военщины на Ближнем востоке?
Быт, дефицит, физики-лирики...
Официальному телевизору в СССР доверия не было, а другим и не пахло.

Человека же, у которого в голове вместо здания (пусть неоригинально и непрогрессивно построенного) просто навалено – невозможно толком ни понять, ни заинтересовать

Только виновато в этом не информационное пространство, а человек. Дурак этот человек, в самом наиклассическом понимании этого слова. То есть, индивид, не умеющий структурировать информацию и делать логические выводы из неё.

Да и вопрос ещё с кем приятнее общаться: с дураком такого типа, или у которого в голове один сплошной телевизор, пусть и выстроенный и упорядоченный.
Авраам Болеслав Покойab_pokoj on July 19th, 2011 08:17 pm (UTC)
Самое любопытное, друг мой, что на кухнях нередко только и разговора было, что о Брежневе да американцах. О дефиците же тогда говорили и на съездах КПСС (съездов ЦК КПСС, по понятным причинам, не проводилось), и в телевизоре, и в кинематографе -- вспомните хотя бы фильмы тех лет.

И главное: речь идёт вовсе не о безоговорочном доверии официальному телевизору -- речь идёт о том, что он формировал общее для всех граждан страны смысловое поле.
(no subject) - mjol1nir on July 19th, 2011 08:51 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - ab_pokoj on July 19th, 2011 09:01 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - pennkoff on July 20th, 2011 04:39 am (UTC) (Expand)
Lockylockys on July 19th, 2011 08:15 pm (UTC)
идея хоть и здравая но последний призыв совсем не от мира сего...
Авраам Болеслав Покойab_pokoj on July 19th, 2011 08:22 pm (UTC)
Возможно, именно поэтому он актуален, друг мой. От мира сего МузТВ.
Кстати, о музыке - andrey_zorin on July 19th, 2011 10:19 pm (UTC) (Expand)
Re: Кстати, о музыке - born_phoenix on July 20th, 2011 05:12 pm (UTC) (Expand)
Re: Кстати, о музыке - andrey_zorin on July 20th, 2011 05:43 pm (UTC) (Expand)
Attere dominatum.freedom_of_sea on July 19th, 2011 08:22 pm (UTC)
то что люди разные это хорошо
это специализация мышления, всё равно что разделение труда.

А найти единомышленника благодаря Интернету легко - даже если их всего пять и на другом континенте.

А большой брат, как правило, коллективный дурак
Авраам Болеслав Покойab_pokoj on July 19th, 2011 08:24 pm (UTC)
Re: то что люди разные это хорошо
"Специализации мышления" быть не может и не должно, друг мой. Во всяком случае, покуда мы люди, а не селениты Уэлльса.

Edited at 2011-07-19 08:24 pm (UTC)
Re: то что люди разные это хорошо - (Anonymous) on July 24th, 2011 03:37 pm (UTC) (Expand)
chumakin on July 19th, 2011 08:33 pm (UTC)
здорово!
Написано, превосходно, Учитель!
А именно-- выбор темы и аргументация -- именно про самое больное.
Цитирую Вас: "Человека же, у которого в голове вместо здания (пусть неоригинально и непрогрессивно построенного) просто навалено – невозможно толком ни понять, ни заинтересовать. В его душе нет ни одной вертикальной конструкции, к которой можно что-то подмонтировать: в его кучу можно просто кое-что новое подбросить."

Я как раз разрабатываю это как тему научного исследования: связь ценностей, принципов и мировззрения с возможностью анализировать и применять Мышление.
То есть, таки ДА: соверменное стандартное мировззрение нынешнего образованого человека делает его рабом окружающего мира, так что он не видит, что его ведут на бойню, выдоив предварительно.

С другой стороны, анализов и т.п. уже хватило: всё всем более-менее понятно.
Надо действовать.
Какое-то время назад Вы вместе с Романом Н. и Лукьяненко и Алей чего-то такое намечали....
Вот теперь мы с Романом К. начали вот это:http://ru-lab.livejournal.com/.

а вдруг, чего-то и произойдет...
Авраам Болеслав Покойab_pokoj on July 19th, 2011 08:52 pm (UTC)
Re: здорово!
Непременно ознакомлюсь, друг мой, спасибо.
ex_luch4 on July 19th, 2011 08:39 pm (UTC)
Позвольте маленькое уточнение: труд есть целесообразная деятельность отдельных людей и коллективов, направленная на личную пользу.
Авраам Болеслав Покойab_pokoj on July 19th, 2011 08:53 pm (UTC)
нет, это не труд, друг мой. Ваше определение включает в себя, к прмеру, отоваривание старушек в подъездах кирпичом -- что трудом никак быть не может, согласитесь )
(no subject) - adaptive_person on July 19th, 2011 10:39 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) on July 24th, 2011 03:38 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - ex_luch4 on July 20th, 2011 11:44 am (UTC) (Expand)
mdrimdri on July 19th, 2011 08:44 pm (UTC)
А как определить, навалено в голове или построено? Где грань между пусть нелепой, но конструкцией, и свалкой?
Авраам Болеслав Покойab_pokoj on July 19th, 2011 08:55 pm (UTC)
Простейший способ: отсутствие противоречий в представлениях о мире и о себе в нём.
(no subject) - berlojka on July 20th, 2011 07:19 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - miram on July 20th, 2011 10:54 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) on July 27th, 2011 12:07 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - atykhonov on July 27th, 2011 12:07 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
Авраам Болеслав Покойab_pokoj on July 19th, 2011 08:55 pm (UTC)
)
(Deleted comment)
shadow_of_ravenshadow_of_raven on July 19th, 2011 08:46 pm (UTC)
Книги надо читать. А смысловое поле формировал не только телевизор, а сама государственно-идеологическая система. Коей сейчас нет. А вы её до размеров телевизора свели. Тьфу!
Авраам Болеслав Покойab_pokoj on July 19th, 2011 08:56 pm (UTC)
Я обижен: Вы невнимательны, друг мой. Речь шла о "телевизоре" лишь как об органе речи государственно-идеологической системы.
(no subject) - shadow_of_raven on July 19th, 2011 08:58 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - shadow_of_raven on July 19th, 2011 08:59 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - ab_pokoj on July 19th, 2011 09:01 pm (UTC) (Expand)
taira_koremochitaira_koremochi on July 19th, 2011 09:00 pm (UTC)
Превосходно.
(no subject) - martin_voitel on July 19th, 2011 09:05 pm (UTC) (Expand)
lanuarlanuar on July 19th, 2011 09:33 pm (UTC)
Да, раньше было общее, объединяющее всех советских людей знание - всё, что провозглашает государство и его СМИ - ложь (за ней стояло утверждение, что у нас лучше всех,и мы все - самый лучший на свете народ, ну, и "партия ведёт в светлое будущее", т.е.реклама в пользу определенного слоя общества). А также все знали правила,которые нужно выполнять, чтобы можно было жить и выживать в этой лжи. Сейчас, по-моему, происходит то же самое: все знают, что всё, что преподносит СМИ - это ложь, реклама: отдавайте свои денежки и голоса. И, значит, чтобы выживать, нужно выполнять новые правила. Да, они отличаются от прежних, но суть та же самая - выживание.
tremoletto on July 19th, 2011 09:49 pm (UTC)
А я лично знаю человека-маугли, воспитанного интернетом. Я все никак не могла взять в толк, что с ним такое - он был (да и есть) похож на желе, причем формочкой, скрепляющей его, были какие-никакие профессиональные навыки, полученные без особого рвения, сами собой. Все остальное - устремления, чувства, знания, впечатления, представления, картина мира - находились в жидком состоянии. И ведь внешне производил впечатление средненького интеллектуала, даже интеллигента. Гугль в помощь, как говорится. И не то страшно, что он ничего толком не знал не то что до конца - до половины первой страницы, а то, что морально-этически он был на уровне порхающей бабочки. По принципу - нравится, не нравится, приятно - не приятно. Как таким тяжело приходится, могу себе представить, ведь волшебный экранчик никогда не заставляет сомневаться в себе, не ставит мучительных задач и уравнивает, скажем, историю философии древней Греции или, допустим эссе А.Б.Покоя с собственными дневничковыми записями на тему "Как я провел утро", причем оба первых примера проигрывают, естественно, с треском.
lozhkamyoda_73lozhkamyoda_73 on July 19th, 2011 09:49 pm (UTC)
Не стану оспаривать Ваше мнение,правильное в своей сути,но всё же не смогу воздержаться от маленького,но важного дополнения - телевизор,это ещё не Большой экран.
Телевизор,это лишь производное Большого экрана,т.е. производное денежной купюры.
Вот на что люди,во все времена,смотрели не мигая, в гипнотическом трансе.
А кто смотрит на человека из пространства по ту сторону экрана,я думаю Вы и так догадываетесь.
shortkishortki on July 19th, 2011 10:52 pm (UTC)
Не жонглируйте казуальностью, сначала была страна с общим идеологическим полем, телевизор лишь упростил обслуживание этого пространства идей, так сказать синхронизировал его, но не создал. Число каналов роли не играет, если по всем показывают «Лебединое озеро».
На самом деле страх тоталитарного общества — это «навязанный» страх, культивируемый теми кто боится сплочённого человеческого ресурса, именно этим победил СССР и это в нём пугало Запад. Сейчас такой ресурс есть только у Китая.
Ohtori Akioohtori on July 19th, 2011 11:27 pm (UTC)
Благодарю, о Учитель.

Тема "блеск и нищета дебилоскопа" раскрыта исключительно; я как-то не задумывался об измельчании населения всевластного зомбоящика, а надо бы учитывать.

Благодарю. :-)
Кот Учёный: pic#110334293kot_ouchenyi on July 20th, 2011 02:29 am (UTC)
"Большой Брат сменился толпой маленьких..." братков.
Извините, ИУИ, не удержался.
Братки сейчас по всем каналам телевидения, массовое сознание тонет в криминальном дискурсе.
ascold1ascold1 on July 20th, 2011 02:35 am (UTC)
Давно уже заметил, что иностранцев, говорящих на русском, я понимаю легче, чем носителей родного мне языка. Размышлял о причинах, пришел к выводу: первые чаще говорят по делу, вторые чаще хотят напустить тумана.

"язык ведёт себя прилично до тех пор, пока он нужен для выражения приличных мыслей и задач" - более чем согласен, Учитель.
mjol1nirmjol1nir on July 20th, 2011 06:00 am (UTC)
Может быть вы не очень хорошо знаете русский язык, и метафорические обороты и сложноподчинённые предложения, которых неносители языка стараются избежать как излишне сложных, а носители привычно используют, кажутся вам «попыткой напустить туман»?
ascold1ascold1 on July 20th, 2011 03:38 am (UTC)
Дочитал. Еще один шедевр.

Много лет я искал, кто бы со мной поговорил на мировоззренческие темы. Первым, кого я нашел, стали Вы. Благодарю, Учитель.
je_mange_toutje_mange_tout on July 20th, 2011 04:16 am (UTC)
То, что в языке со временем изменяется значение некоторых слов (иногда вплоть до противоположного) - это нормально, это естественный языковой процесс. Другое дело, в какую сторону направлены эти изменения - об этом Ваш настоящий пост. О заданном направлении, а не о причинах. Если немного постоять на точке зрения древних индийских философствующих, которые, наряду со многими прочими неплохими идеями, высказывали и ту, что следствие первично по отношению к причине, то мы вернемся к мысли о небрежном и неглубоком отношении к своему родному языку и его обесцениванию для индивида вообще и нации, в частности (:)) Сегодня все "владеют" не одним, несколькими языками, по-настоящему не зная и не чувствуя ни одного, что позволяет каждому представлять себя человеком мира, ничего при этом о мире не зная, потому что невозможно понять Мир, выучив по тысяче-две слов для общения на уровне "Где находится улица...". Как Вы понимаете (мне так кажется, что все-таки понимаете), я не призываю отказаться от полилингвизма, этой модной игрушки цивилизации. Я лишь хочу заострить внимание, и, памятуя о Вашем указании на то, что, дескать, критикуют тут, а тем не предлагают, да и конкретных замечаний не делают, предлагаю развить тему языка (в широчайшем смысле, как средства общения), культуры и цензуры, учительства (не как профессии, а как призвания) в цикле постов (точечно случалось и раньше), а также более внимательно подходить к вычитке публикуемого текста, не допуская в нем недопечаток. Ведь звание Учитель обязывает.
И, снова ссылаясь на древнейшее утверждение о том, что воспринять знание можно только под руководством хорошего учителя,скажу так. Можно выучить другой язык, можно даже говорить на нем, но не получится извлекать из него смыслы, в нем заложенные, невозможно понять другой язык, не понимая своего. Но кто объяснит тебе?